О проекте

М. Тренихин

Научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»,
Зам.главного редактора журнала «Коллекция» sammlung.ru,
Доцент кафедры истории МГУТУ им. К.Г. Разумовского, кандидат искусствоведения

Московская керамика VII — Культурный слой. Диалог с классикой в контексте современного художественного процесса
«Пыль оседает на предметах, даже если они бесценны»
Тонино Гуэрра
Наследие определяют наследники. То, чему мы не даём оказаться заметённым «песками времени» и чтим как нечто достойное, остаётся не только нам, но и нашим детям. То, что накапливается годами и столетиями, становится культурным кодом. Что-то идёт от родителей, что-то – от далёких предков, оказываясь архетипом. Что-то забытое открывается среди «культурных слоёв». То, что ближе к нам по времени – память поколений, дальше – «археология».
8-18 июня 2023 года в Московском Доме художника на Кузнецком мосту, 11 состоялся межсекционный выставочный проект «Культурный слой». Его устроители – Региональная общественная организация «Московский союз художников» и Департамент культуры города Москвы. Первая выставка с названием «Московская керамика» в СССР пришлась на 1974-й1 , вторая – на 1984-й2 , третья – на 1989 год3 . В России традиция возобновилась после долгого перерыва. Выставка 2014 года4 , единственная из цикла, прошла в галерее «Беляево». Следующая, 2017-го – вновь на Кузнецком мосту. Выставка 2020 года, которая также прошла на Кузнецком мосту, носила название «ЧелоВечность»5 . Выставка этого года – седьмая в цикле.
На выставке «Культурный слой» было представлено два основных пласта. Первый – работы современных художников-керамистов, членов Московского союза художников за последние три года (некоторые послабления были сделаны для старшего поколения, у них принимались и более ранние произведения; было получено 120 заявок от участников). Второй – керамика художников 1960-х – 1980-х годов из коллекции Союза художников России, признанные образцы музейного уровня.
Многие отметили пространство выставки, которое подготовил член секции художественного проектирования МСХ Алексей Белоус (выпускник Школы-Студии МХАТ). Ось экспозиции в главном зале была выстроена благодаря четырёхметровой арке, имеющей внутри силуэт вазы, а сама «вырезанная» ваза располагалась на сцене. Пилоны-баннеры, словно колонны, «поддерживали» стены и одновременно удерживая большое пространство. По этому поводу высказался доктор искусствоведения, Народный художник России Валерий Александрович Малолетков: «Что касается экспозиции, этот арт-объект, который экспозицию удерживает, мне кажется, что это очень удачный пример. Потому, что это делал человек, который понимает, что такое сценическое пространство. Он мыслит категорией зала, а не масштабом вещей. Многие исходят из того, что это слишком велико и берёт много на себя. Но это как раз те самые два элемента [арка и ваза – прим. М.Т.], которые связывают произведения с масштабом архитектуры. Блестящий с точки зрения архитектуры проект. В отличие от предыдущих проектов, вся экспозиция дышит. Никто никому не мешает. Нет ощущения, что подвинули, перекрыли. Очень убедительный архитектурно-художественный проект, один из самых лучших, который я видел в последнее время»6 .
Глина. Волшебство первого прикосновения и созидания. «Стихия керамики как будто ясна, – писала искусствовед Лидия Владимировна Андреева. – Керамика сродни земле, близка ей по составу и цвету, в огне, как под солнцем, она обретает твёрдость и каменную крепость». Но именно эта «будто бы ясность» говорит и о потаённости.
Мерой человеческой жизни и судьбы являются куда более скромные временные отрезки. И даже за такой скромный по меркам истории этап случаются культурные и социальные сломы. Сохранение культурных слоёв, характеризующих каждый свою эпоху – созидательный и кропотливый процесс. Каждый «слой» хранит собственные артефакты и по-своему важен.
Как ни странно, не только рядовой зритель, но и нередко исследователь оказывается сегодня в парадоксальной ситуации, когда недавнее ещё декоративное искусство СССР с расстояния в тридцать с небольшим лет кажется эдакой «Atlantis soveticus». Что-то мы переоцениваем, чему-то удивляемся, как раскрашенным греческим скульптурам, которые привыкли воспринимать по белым римским копиям. И снова понимаем, что интересно разобраться в недавно сформировавшемся и ещё молодом культурном слое. И в себе.
Современность и традиция, «актуальность» и «классика». Где граница между этими явлениями, что мы считаем своей классикой и что готовы брать из наследия? Когда сегодняшние дни станут эпохой, которую заметят потомки? Развитие искусства – эволюция или деградация? И то, и другое. Но жизнь – в движении. В прикосновении и созидании. Теплота керамики не затухает, не перестаёт привлекать художников.
Доктор искусствоведения Людмила Васильевна Казакова: –«Что я могу сказать об искусстве керамики? Я возьму последний период, двадцать-тридцать лет. Искусство керамики очень мощно, очень активно, очень заметно завоёвывает культурное пространство. За последние годы это видно в развитии, в динамике. Московская школа верна своим традициям, что бы ни происходило. Мы уже знаем многих наших классиков. Я вхожу в зал и ещё не вижу этикеток, стараюсь в общем посмотреть и узнать, каких авторов я уже вижу по почерку. Много персональных выставок проходило. Активность чрезвычайна. И всё-таки, чем отличается эта выставка? Очень возрос интерес к крупной монументальной форме. Это и раньше было, но последние две выставки это заметно. Многое теряется: почти ушёл фаянс, мало росписи. Сейчас в фаворитах шамот, он стал фаворитом. Не только потому, что не стало производств. Но и потому, что крупная монументальная форма удаётся в этом материале. Второй момент – технический эксперимент. Восстановительный обжиг, техника раку, интерес к старой технике. Интерес к историческим корням. Диалог с классикой в контексте современного художественного процесса. Мне кажется, что в коде каждого талантливого художника – обращение к классике. Обращение к истокам, ранним вещам [из собрания Союза художников России – прим. М.Т.] во втором зале, хорошо, что это вспомнили. Это истоки московской школы (хотя там могли быть и более ранние вещи, с 1930-х, а тут от 1960-х). И хорошо, что они выставлены, что мы это вспоминаем. И они до сих пор «живут», не произошло ниспровержения. Но главный вопрос – в каких формах происходит у современного художника осознание классики? Кто-то любит Ренессанс, кто-то – архаику, кто-то – античное искусство. Но каждый в мыслях обращается к классическим источникам. В основе остаётся предметное творчество, образное мышление. Это всегда было силой московской школы и остаётся этой силой»7 .
Какова сегодня московская керамика? Исторически она живописна. И нередко повествовательна, это своего рода «сказ». Кроме того, она исторически близка и живописи, и архитектуре, и скульптуре. Московская керамика отражает время. И поэтому интересно сравнить архивные материалы того, что происходило в советское время, с сегодняшней ситуацией. Среди мастеров старшего поколения работает и талантливая молодёжь. На смену (но не замену) традиционной классике приходят концептуальные поиски. Кто-то вновь возвращается к классике.
Московская керамика. Для керамики дореволюционной Москвы характерны как станковые работы (абрамцевские опыты Михаила Врубеля и Александра Головина), так и самобытное использование в архитектуре. И то, и другое получило расцвет на рубеже веков в тесном слиянии русского стиля и модерна. Новое рождение московской школы авторской керамики относится к 1930-м годам. Особенностью этого периода является то, что к керамике обратились художники разных специальностей – живописцы, скульпторы и, в меньшей степени, собственно, керамисты. После революции судьба традиционных центров производства складывалась по-разному. Гжельский промысел прекратил существование, и его «традиции» были воссозданы только в 1950-е годы. Конаковский фаянсовый завод, напротив, продолжил существовать. Именно он в 1930-е годы стал базой творческого эксперимента таких художников, как Иван Ефимов (1878-1959), Исидор Фрих-Хар (1893-1978), С.Д. Лебедева (1892-1967) и В.А. Фаворский (1886-1964). Их творчество дало московской керамике очень многое и оказало влияние на всё её дальнейшее развитие. Были привнесены черты, заимствованные из станкового искусства (живопись, графика, скульптура), которые придают их работам определённую иллюстративность.
В послевоенный период и в 1950-е годы ведущее место в керамике отводилось изобразительно-тематическому началу, в котором преобладал станковый характер работ, мажорная тональность и пышность форм. К концу 1960-х керамика московской школы освобождается от украшательства и становится более экспериментаторской в решении живописной поверхности и формы. Наиболее активный импульс получило развитие живописной линии в воплощении пластического образа. Но интереса к живописным решениям московская школа не теряет и до сегодняшнего дня. Следует отметить, что в московской керамике советского времени можно условно выделить три поколения мастеров. Мастера первой и второй много работали в архитектуре (павильоны ВСХВ-ВДНХ, фонтаны). Третьей – в большей степени создавали станковые произведения.
Не случайно обращение к наследию – произведениям из керамики, фарфора и фаянса из коллекции Союза художников России от ведущих мэтров московской керамики 1960-х – 1980-х годов, формировавших её облик.
Доктор искусствоведения Татьяна Леонидовна Астраханцева: – «В следующем году исполнится пятьдесят лет проекту “Московская керамика”. Эту выставку я воспринимаю как генеральную репетицию. Здесь очень много направлений, и они друг другу не мешают. Выставка называется “Культурный слой”. Это совершенно грандиозно и на это претендуют только очень уверенные в себе создатели. Попадание стопроцентное. Тут представлено всё. Представленные работы уводят нас в древность и вообще во что-то доисторическое. Керамика, особенно шамот – это земля. Но почти в каждой работе нет выпячивания этой грубости, хотя культурный слой может быть грубым. Работы Марины Степановой-Ланской как раз называются “Культурный слой”. Но не только за счёт фактуры и цвета. Но и драгоценные фарфоровые вставки … На выставке ощущается знание материала: будь то фарфор, фаянс, шамот. Дали возможность проявиться всем материалам. Выставка получилась не только светлой, но и очень профессиональной. На баннерах есть античные мотивы, а мы и есть наследники античности, через Византию – прямые наследники. Работы из Союза художников – совершенно неизученная коллекция, хотя мы знаем всех этих художников. Смотрим сегодня, какое качество. И здесь, я считаю, “дуэль” какая-то, соперничать с такими мэтрами очень сложно. Но художники современные проговорили всё, сделали такую экспозицию. А московская керамика, в первую очередь – это образное начало. Если ленинградская и европейская керамика всё время занималась формообразованием, московская керамика, идущая ещё от Врубеля, это пластическое искусство. Здесь получилась камерная, щедрая, по-московски “хлебосольная” выставка. В пластике прекрасно выступают и наши скульпторы, и наши керамисты. Если сравнивать с выставками девяностых годов, то там был сильно представлен “звериный стиль”, а тут больше обращения к человеку. Хотя мне очень нравятся эти маски, фланкирующие входы [Рамиль Шерифзянов. “Маска волка” (2021) и “Маска Амурского тигра” (2020) – прим. М.Т.]. Московская керамика – это цвет. Цвет в синтезе с пластикой всегда будет выражаться. Мы видим обращение к Владимирской архитектурной резьбе [Кузнецова Валентина, Глебова Юлия, Жулина Светлана, Неврова Галина, Овсиенко Наталья, Панченко Анна, Фадеев Павел, Фадеева Анна. «Светлый шамот». 2022-2023 – прим. М.Т.]. И начало положено. Но тут монохромные работы. А мы не забываем, что, например, московская архитектурна XVII века – цветная. Тут могут быть пробы образов. Я благодарна всем художникам, и мы видим, что московская керамика жива»8 .
Производства
Декоративное искусство – это прежде всего работа с материалом плюс передача своего опыта и технических находок. Соответственно, дома творчества для художников декоративного искусства требовали наличия технологической базы. И такие творческие группы проводились на базе творческо-производственных комбинатов Союза художников9 . С конца 1950-х годов деятельность СХ СССР в области ДПИ была весьма продуктивной. Сегодня художники с ностальгией вспоминают работу в Доме творчества СХ СССР в Дзинтари (Латвия), оснащённом печами высокого обжига, что обеспечивало первоклассное технологическое качество керамических произведений. Творческие группы художников-керамистов создавали там произведения к международным конкурсам в Фаэнце (Италия) и Валлорисе (Франция), Сопоте (Польша) и Всесоюзным выставкам. С распадом СССР были разрушены большинство производств фарфоровой, стекольной и керамической промышленности, прекратились государственные заказы. К сожалению, в 1995 году Дом Творчества им. Теодора Залькальна в Дзинтари был ликвидирован и разрушен до основания. Многие произведения сегодня невозможно повторить технологически. Выходит, что в области декоративного наследия артефакты, которые сегодня можно видеть только на выставках, действительно стали советской «Атлантидой».
Экспериментальный творческо-производственный комбинат «Воронцово»
Экспериментальные творческо-производственные комбинаты являлись частью системы Союза художников. Именно на их базе работали творческие группы. Ярким примером является ЭТПК «Воронцово», располагавшийся в Москве на улице Архитектора Власова. Московский комби
нат был образован в 1948 году Союзом художников РСФСР. Сначала это был небольшой цех керамической и бетонной скульптуры, который располагался в районе Потылихи. С 1965 года, с ростом задач, комбинат укрупнили и создали новые мастерские. Для комбината было выстроено специальное здание близ усадьбы Воронцово, которая и подарила комбинату название – ЭТПК «Воронцово».
Отличительной чертой всех художественных изделий ЭТПК была их нестандартность и малотиражность. В процессе тиражирования часто участвовал сам автор. А творческие группы с нежностью вспоминают все, кто в них участвовал. С одной стороны, это была возможность сотворчества разных поколений. С другой – некая здоровая конкуренция. С третьей – освоение технологических секретов.
Здесь выполнялись уникальные произведения для отечественных художественных выставок и международных конкурсов. Расцвет ЭТПК пришёлся на 1960-1980-е годы. Но и после распада СССР ЭТПК «Воронцово» остался уникальной производственной базой. Здесь создавались свои собственные керамические массы разного качества. Дробильный, цех оттиска по формам, литейно-керамический цеха, цеха холодной обработки стекла, ковки и литья металла сохраняли уникальных технических специалистов.
В 2021 году было принято решение о ликвидации ЭТПК. Здание комбината было снесено в апреле 2022 года. Не стало технической базы, и ушла целая эпоха советского и постсоветского декоративного искусства.
Комбинат монументальной и декоративной скульптуры, Бабушкинская
История Экспериментально-производственного комбината монументальной и декоративной скульптуры Московской городской организации Художественного фонда РСФСР уходит почти на сто лет назад. Еще в 1930-е годы появились первые художественно-производственные площадки в Потылихе. А чуть позже, в 1950-х, – на Соломенной сторожке. Для расширения скульптурного производства в 1962 году был построен целый корпус в Бабушкине, который существует до настоящего времени.
В течение десятков лет в мастерских Комбината монументальной и декоративной скульптуры создавались и создаются не только произведения, которые предназначены для участия в выставках, но и работы, связанные с различными архитектурными потребностями российской столицы. Речь идёт о художественном оформлении публичного пространства, будь то общественные здания, городские улицы или площади.
В 1964 году в мастерских комбината команда скульпторов выполнила работы для комплекса «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. На комбинате были созданы композиции для станций Московского метрополитена «Баррикадная» (1972) и «Пушкинская» (1975), «Орехово» (1984), «Красногвардейская» (1985) и «Римская» (1995).
Сегодня комбинат продолжает активную работу.
Межсекционное объедение «Цех №1» МСХ
Коллектив сложился на Гжельском экспериментальном керамическом заводе в посёлке Речицы. В течение многих лет сюда приезжали московские художники, чтобы работать в творческих группах, создавая в керамике скульптуру, произведения декоративного искусства, монументальные произведения.
Расположенный в самом сердце керамического Гжельского промысла, завод ГЭКЗ являлся крупнейшим керамическим заводом художественной керамики московского региона с богатой историей. Здесь особым образом переплелись традиции народного промысла и художественной керамики, здесь создавалась архитектурная керамика Москвы (ВДНХ, московский метрополитен, декор высоток), здесь художниками Александром Белашовым, Валерием Малолетковым, Марией Фаворской было выполнено монументальное керамическое панно «Древо Жизни» для Палеонтологического музея имени Ю.А. Орлова Академии наук СССР площадью около 500 кв. метров. Здесь работали художники из разных секций Московского Союза художников, сформировавшие неповторимый стиль московской керамики.
Начатый в 2010 году выставочный проект группы художников под названием «Цех №1» показал, что само понятие «художественная керамика» широкому кругу зрителей знакомо меньше, чем керамика народных промыслов и так называемая прикладная, декоративная керамика. Успех выставок и интерес публики к авторской керамике подвигли коллектив художников, работавших на Гжельском экспериментальном керамическом заводе, организовать ряд передвижных выставок и расширить их географию далеко за пределы Москвы и области (включая иностранные).
Одной из своих главных задач проекта объединение «Цех №1» видит сохранение и продвижение традиций российской художественной керамики, которые были заложены великими мастерами отечественного искусства и народных промыслов.
Художник по природе своей – созидатель. И какие бы катаклизмы ни происходили за окном мастерской, завода или комбината, художник остаётся живым и восприимчивым.
Продолжим созидать.

06.2023

В. Лагутенкова

Художник,
Кандидат искусствоведения,
Член-корреспондент Российской академии художеств

«ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

Человек.

Люди.

Человечество.

…ЧелоВЕЧНОСТЬ?

Из чего состоит «человечность», как ее определить и измерить? Ограничивается ли она понятием принадлежности к биологическому виду homo sapiens, населяющему нашу планету, или это — особая форма интеллектуально-чувственного познания действительности, для которой именно ЧЕЛОВЕК становится мерилом всех вещей?

Межсекционная выставка керамики исследует вопрос понятия «человечности», вмещающего две основные ипостаси: экзистенциально-«людскую» — пережитую и воплощенную, явленную в своей телесности, и философски-возвышенную, связанную с вопросами Духа, Судьбы и Предназначения. Именно керамика в ее прямом и концептуальном значении земли, материи: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — становится не просто обожжённой, а обОженной глиной. Выставка, пространственно и тематически размещенная в трех залах, предлагает зрителю отправиться в трехчастное путешествие, соизмеримое с ним самим:

1 зал «Се Человек» посвящен так называемому «человеческому измерению», где мир показан привычным, таким, каким он был задуман, и каким видится каждый день. С одной стороны, сюжетная составляющая большинства произведений этой части экспозиции близка теме даров природы как вечного напоминания об утраченном Райском саде, с другой – созвучна воспеванию простых жизненных ценностей и чувств – любви, телесной красоты, материнства, сострадания, детских шалостей. Навсегда запечатленные в глазурованной керамике хрупкие цветы или каменный холод современных домов – это среда обитания, уравнивающая всех и каждого, вне зависимости от статуса, возраста или рода занятий. Архетипическое и случайное соседствуют в этом зале как равнозначные величины, — в жизни человеческой есть место и великому подвигу, и малому деланию. Самостоятельным пластическим высказыванием становится ряд автопортретов художников-участников выставки. Произведения размещены в зале таким образом, чтобы не только у зрителя появилась возможность посмотреть их, но и у автора-экспонента – взглянуть глаза-в-глаза на того, кто пришел в храм искусства. Дихотомически, автопортрет всегда несет в себе декларативное начало, выступая в роли своего рода зеркала, создающего диалог между реальным временем и остановленным мгновением. В то же время, автопортрет – это исповедь, связанная со страданием и ищущая сострадания. Достижение сопереживания в едином для зрителя и художника экспозиционном пространстве-времени – и есть, в конечно счете, задача выставки.

Зал 2 «Метаморфозы» — пространство снов и загадок, область озарений и превращений из привычного – в сказочное, из слова – в дело, из обыкновенного – в неподвластное разуму. В составе выставки «ЧелоВЕЧНОСТЬ» экспозиция «Метаморфоз» символизирует переход от лейтмотива роли и места человека как такового, временно-живущего на земле, к теме вечности, навсегда запечатленной в Книге Бытия. Метаморфозы сопровождают человека от рождения и до тризны, начиная от трансформаций собственного тела – превращения ребенка во взрослого, а затем в старика – до изменений в окружающей материи – смены времен года и сновидений. Перемены невозможно представить себе без ощущения ожидания, подвешенности и пустоты, — так пластически художники ставят в своих произведениях вопросы выбора, описывают необычность пространства памяти, создавая эффект альтернативной реальности, отличной от повседневного хода жизни.

3 зал «Вечность» — таинственное, словно звездное небо, пространство произведений-вопросов о миссии человека, его истинном пути, о будущем… о том, что навсегда остается безответным безмолвием. «Вечность» – территория смутных предчувствий и сомнений, осознания собственной малости и конечности. Зал выстраивается таким образом, чтобы зритель мог почувствовать собственный масштаб как бесконечно малой, так и неизмеримо крупной частицы Вселенной, одномоментно ощущая именно себя центром экспозиции. Пребывание один на один с «Вечностью» делает пришедшего на выставку пленником времени, ставя каждого перед выбором – либо быть созерцателем, отстраненно наблюдающим движение небесных тел, смирившись с Фатумом, либо выбрать путь приятия себя как сотворенного по образу и подобию, с дерзновенным ликованием явленного микрокосма в макрокосме. Все три зала драматургически выстраивают между произведениями логические взаимосвязи, превращая частное в архетипическое, обобщая самостоятельные авторские высказывания в единое многоголосие, поющее гимн всеобщему человечно-вечному.

***

Выставка погружает зрителя в магическую вселенную фарфора, полуфарфора, фаянса, майолики, окислительно-восстановительного обжига раку, способов глазуровки, надглазурной и подглазурной росписи и невероятного спектра возможностей глины. Пространство «ЧелоВЕЧНОСТИ» и художниками-участниками, и экспозиционерами воспринимается как непосредственная связь человека с этим древним материалом, сопровождающим его на протяжении тысячелетий, обеспечивая быт, защищая от непогоды, служа сакральным и эстетическим целям.

Известная с глубокой древности, глина является одним из первых природных веществ, используемых человеком для искусства. Первочеловек Адам был создан из земли, из нее создаются дома и крыша над головой, она же становится связующим звеном, несущим человеческое присутствие в материале. Выставочный проект «ЧелоВЕЧНОСТЬ» посвящен людской судьбе, предназначению и месту человека в мироздании, — так, «кожаные одежды», облаченные в глиняные доспехи, останутся для будущих поколений на века. На выставке представлены произведения мастеров московской школы, а также художественные высказывания авторов из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Ханты-Мансийска, показывая срез работы с керамикой в начале XXI века.

08.2020

Московская керамика

В. Глухов

Народный художник РФ
Академик РАХ
Председатель Правления МСХ

Поздравляю участников и организаторов межсекционной выставки «Московская керамика V» с успешным проектом 2017 года!
Очевидной заслугой устроителей выставки можно считать тщательный отбор экспонатов, которые в залах Московского Дома художника (Кузнецкий Мост, д. 11) удачно дополняли друг друга. Художники-керамисты, скульпторы, монументалисты, дизайнеры продолжили прекрасную традицию, которая была начата в далеком 1974 году на 1-й выставке «Московская керамика» в этих же залах в центре столицы.
Сегодня высоким качеством представленных работ задан некий уровень, позволяющий говорить о настоящем манифесте профессионализма. Выставкой были обозначены — хотя бы самим фактом ее проведения в пятый раз — новые подходы к решению художественных и технологических проблем, которые позволяют мастерам, работающим с этим древнейшим материалом, сохранять идеи высокой художественной образности.
Многогранность форм, гибкость в использовании художественных жанров (это и портрет, и натюрморт, и многофигурные композиции, и анималистические сюжеты), применение традиционных и современных методов работы с материалом — вот главные слагаемые успеха проекта «Московская керамика V».
Стоит отметить проведение мастер-классов по гончарному искусству и росписи изделий перед входом в зал на Кузнецком Мосту, а так же удачное декорирование части стен с помощью панно, в чем очень помогли керамистам дизайнеры из секции художественного проектирования МСХ. Это оттеняло работы и создавало ощущение гармоничной целостности экспозиции.
Возможности керамики как материала настолько безграничны, что еще не до конца творчески осмыслены. Этим проектом московские керамисты приглашают коллег и зрителей к дальнейшему диалогу в новом художественном контексте.

07.2017

Московская керамика V

В. Малолетков

Народный художник РФ
Академик РАХ
Доктор искусствоведения
Профессор

Между прошлым и будущим

Одним из самых значительных арт-проектов, посвященных 85летию Московского Союза художников, стала межсекционная выставка «Московская керамика -V». Ее экспозиция познакомила зрителей с работами художников-керамистов, скульпторов и монументалистов разных поколений, выполненных в уникальном древнем материале-керамике. Максимальная открытость и демократичность всегда были отличительными чертами московской школы керамики потому, что у ее истоков стояли выдающиеся мастера отечественного искусства, работавшие в разных видах творчества.
Керамика москвичей всегда отличалась тяготением к декоративной скульптуре, убедительным синтезом полноценной формы с активным цветом и выразительным пространством. Именно эти тенденции были наиболее полно представлены на выставке «Московская керамика -V».
Другая линия развития столичной керамики нашла отражение в объемно-пространственных инсталляциях и арт-объектах, в которых доминируют современный дизайн, технологии, комбинаторика отдельных элементов и локальный цветовой декор.
Значительное место в экспозиции заняли декоративные блюда, рельефы, пласты, вазы и панно, в которых наиболее полно отражены стилистические и тематические интересы многих художников. Сегодня в московской керамике популярны бытовой жанр, анималистка, натюрморт, пейзаж, мифологические, исторические, христианские и литературные сюжеты. Несомненное влияние на искусство москвичей также оказывают творческие поиски художников русского авангарда 20х гг. XX века, элементы сюрреализма, постмодернизма, народного искусства и минимализма. Однако эти творческие посылы к истории мирового искусства достаточно органично включены в структуру современных керамических произведений. Они обогащают творческую палитру московской керамики и заметно расширяют ее «цеховые» границы.
Произведения московских художников отличает гуманистическая направленность, глубина эмоциональных образов, которые органично дополняют формальные цветовые и пластические поиски. Сложный, во многом противоречивый внутренний мир нашего современника и ныне является одной из главных тем и высшей эстетической оценкой московской керамики.
В завершении хочется отметить высокий профессиональный уровень организаторов данной экспозиции, которую удачно дополнили полихромные настенные баннеры. За время работы выставки были также проведены мастер-классы по изготовлению керамических изделий, выставка-продажа авторских работ и прочитаны лекции о современной художественной керамике.
С момента создания первой выставки «Московская керамика-I» пролетело сорок три года. Это было очень непростое время для нашей художественной культуры. Однако, несмотря на все сложности, московские художники не только сохранили лучшие традиции керамического искусства, но и преумножили их новыми творческими достижениями. Убедительным подтверждением этого стала межсекционная выставка «Московская керамика -V».

07.2017

Московская керамика

Г. Корзина

Секретарь СХР
по декоративному искусству
Заслуженный художник РФ
Член-корреспондент РАХ

Поздравляю всех художников, работающих в профессиональной художественной керамике с возрождением традиционной выставки «Московская керамика» XXI век.
Этот проект посвящается памяти выдающихся личностей, преданных искусству керамики до фанатизма – заслуженному художнику РФ Мальяну Сурену Григорьевичу и искусствоведу-теоретику Макарову Кириллу Александровичу – авторам традиционных выставок «Московская керамика» 1974, 1984 и 1989 г.г.
В конце XX-начале XXI веков бурная творческая жизнь художников, работающих в керамике, прекращается в связи с утерей всех привычных во времена СССР Домов творчества и производственных баз с отработанным годами технологическим процессом. Остаются лишь маленькие производственные базы на ЭТПК («Воронцово») и в Скульптурном комбинате (на «Бабушкинской»).
Не смотря на ограниченные возможности творческого общения и разрозненность художников, искусство керамики продолжает существовать. Создаются новые условия для творческого общения, приходят новое поколение, получившее профессиональное художественное образование, ориентирующееся в традициях, истории художественной керамики – молодые, талантливые, жадные до творчества со своим видением, ощущением окружающего мира и современной среды, с прочтением новых, порой неожиданных форм и тем.
И вот время пришло. Вновь стала актуальной регулярная большая выставка московских художников, работающих в художественной керамике.
В октябре 2014 года в Выставочном зале «Беляево» после 25-летнего перерыва явилась «первая ласточка» — «Московская керамика IV» — показавшая разнообразие жанров, новые технологические возможности в современных условиях и открывшая новые имена.
К 85-летнему юбилею МСХ в Выставочном зале «На Кузнецком мосту, 11» открылась очередная, продолжающая традицию, «Московская керамика V», явившая высокий класс профессионализма (начиная с экспозиции), искреннее отношение к нашей культуре, традициям и наследию, изобретательность и стремление к условности, обобщению декоративного языка и трепетное отношение к материалу, с любовью доведенного до состояния драгоценности.
С ощущением гордости и чувством выполненного долга желаю Вам всем дорогие коллеги-друзья не опускать эту высокую планку творчества и мастерства. Так держать!

07.2017

Московская керамика

Л. Казакова

Член-корреспондент РАХ
Доктор искусствоведения,
Член МСХ,
Член ВТОО «СХР»

«Московская керамика – V». Творческое озарение.

Московская школа керамики – это мощное творческое явление в истории отечественной художественной культуры ХХ-ХХI века. Её основы и становление в 1930-1940-е годы связаны с такими крупнейшими мастерами как И.Г. Фрих-Хар, М.П. Холодная, А.Г. Сотников, П.М. Кожин, В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Д.В. Горлов и многие другие. За ними пришли следующие поколения талантливых художников, привнесших новые творческие характеристики в искусство керамики. Обновлялась палитра образно-пластических средств. Такие качества как скульптурность, пространственность, изобразительность, живописность в их синтезе стали основными стилистическими признаками московской школы.
Выставки «Московская керамика» на Кузнецком мосту, начиная с 1974 года, отмечали вехи её развития. Этот замечательный проект развивался во времени и пространстве. В каждом из периодов отражались эстетические устремления времени. На протяжении многих лет искусство керамики утверждалось как самостоятельный вид искусства со своей системой эстетических ценностей, занявший определённую нишу в ряду больших пластических искусств
Выставка «Московская керамика V» стала поистине событийной, как по своей художественной значимости, так и по количеству её участников. Она воспринималась как прорыв искусства керамики в новые пространственные измерения, что нашло отражение в ином понимании пластической сущности материала, в проявлении его разной субстанциональной выразительности, в масштабах форм, в эмоциональной силе живописи и цвета. Художники разных поколений продемонстрировали широту профессиональных интересов, представив произведения разных видов и жанров – от бытовых до философских, умозрительных. При всём многообразии тем и сюжетов и их образном решении соотношение пластического объёма с пространством является основным «позывным» мотивом созидательного процесса. Небывалый технический эксперимент, который всегда стимулировал движение творческой мысли, сегодня выступает как важный фактор в поисках стиля автора. В рамках своего узнаваемого почерка художники открывают новые художественные приёмы индивидуального высказывания. Как заметил О. Уайльд: « искусство – это самая выразительная из всех известных форм индивидуализма». Демонстрируя свободу композиционных приёмов, импровизационную игру с материалом каждый автор ведёт свою сольную партию в полифоническом многоголосьи современного искусства.
Такому интенсивному творческому движению московской керамики способствовали многочисленные симпозиумы, фестивали, мастер-классы, которые дают неоценимую возможность профессионального постижения ремесла, состоявшиеся в разных городах России в 2017 году. Выставка «Московская керамика V» была отмечена особой аурой творческого озарения, поиска и эксперимента, устремлённости в будущее.

07.2017

Московская керамика

Е. Носкова

Искусствовед

Арт-проект «Московская керамика-V»

Первый летний месяц 2017 года порадовал ценителей современного искусства столицы чередой масштабных мероприятий, организованных по случаю празднования 85-летия основания Московского Союза художников. Одним из них стал значительный межсекционный выставочный проект «Московская керамика-V». Символично, что данная экспозиция, как и первая выставка 1974 года, была показана в просторных залах Московского Дома художника на Кузнецком мосту 11. Очень важно, что в арт-проекте приняли участие заслуженные мэтры, начавшие свой творческий путь в 70-е годы и более молодые поколения авторов. Художники-керамисты, скульпторы, монументалисты и дизайнеры представили разнообразные работы, созданные в древнейшем на земле, уникальном материале-керамике.
Московскую керамику всегда отличало тяготение к декоративной скульптуре, к решению творческих задач гармоничного единения формы, цвета и пространства. Стоит отметить, что ярко выраженная пластическая линия и сегодня не угасла. Но, при этом, в последнее время можно заметить смещение творческих приоритетов некоторых авторов в сторону упрощения художественного языка и стремление к достижению эффектной декоративности керамического материала, как конечному творческому результату. Сегодня немало отечественных авторов под мощным влиянием дизайна создание полноценного художественного образа произведения подменяют широким спектром современных технологий.
В арт-проекте «Московская керамика-V» скульптурное направление отчетливо прослеживается в произведениях Д.Тугаринова «Белая березка», А.Попандопуло «Женя Ярош», П.Тураева «Москва-Сити герл», С.Лазарева «Бриз», а также в композиции «Из жизни Ван Гога» И.Помеловой, отмеченных высокой профессиональной культурой. Решение сложных пластических задач, стремление открыть новые средства художественной выразительности, выявить единство объемных, цветовых, пространственных и конструктивных возможностей глины находят отражение и в многофигурных композициях В.Малолеткова «Крымские каникулы», Г.Корзиной «Странствующие острова», А.Ситника «Ностальгия. Посвящается гончарам Гжельского гончарного завода», Л.Ненашевой «Тарусское лето» и О.Равинской «В сумерках».
Другое типичное для московской авторской керамики направление – это синтез плоскости и насыщенной росписи, фактуры и орнаментальности. Эти качества характерны для пласта «Джаз» К.Александрова, триптиха «Зарождение Вселенной» Т.Борисовой и настенных тондо «ДекоратКерамика» П.Миллера. Исполнительское мастерство и собственное мироощущение демонстрируют Е.Герасимова в монохромных графических пластах «Воспоминание о Крыме», напоминающих фотоальбом с пожелтевшими от времени видовыми черно-белыми снимками, а также Н.Полторацкая в фантастическом пейзаже «Фруктовая туча», в котором урбанистический ландшафт комбинируется с элементами стилизованного натюрморта.
Именно в жанре натюрморта особенно ярко проявилась тенденция сближения декоративного и станкового искусства. Примерами могут служить тяготеющие к живописной традиции триптих А.Створы «Трио» и керамическое панно А.Андриановой «Черногорский ужин», отмеченные знаковой обобщенностью пласты «Вечерний чай» Н.Туркина, «Натюрморт» И.Чириковой и «Красная рыба» Д.Хохловкина.
Благодаря накопленному многовековому опыту изготовления глиняных изделий и генетической памяти человека, при слове «керамика» в нашем воображении возникает образ функционального сосуда. Возможно, поэтому художники декоративного искусства не обходят своим творческим вниманием идею трансформации утилитарного объема. Не стали исключением и работы столичных мастеров: «Хибины» Т.Зубовой, светильники «Обезьяны», «Слоны» и «Ящеры» С.Могутиной, композиция «Посвящение году Петуха» Н.Шмаковой, отмеченные мастерством и фантазией. Цельность художественного образа, сложное переплетение скульптурных объемов, условность и минимализм декора выделяют в экспозиции монументальную вазу С.Феофанова «Архары».
Участники выставки «Московская керамика-V» пластически переосмысливают религиозные, мифологические, исторические, литературные и бытовые сюжеты, используя при этом многообразие стилистических направлений. Так, библейско-мифологические мотивы нашли отражение в произведениях М.Фаворской-Шаховской «Яблочный спас», Э.Таратуты «Ангел с гнездом», Г.Одинокой «Вечное». Царь Давид», и М.Фофановой «Пенелопа». Творческий интерес к евангельскому Благовещению по-своему выразили художники В.Кузнецова, Н.Егупова и Е.Базлова. Созданные в различной стилистике, с использованием разнообразных материалов и техник исполнения, их работы отмечены узнаваемым авторским почерком.
Повышенное внимание к образу человека всегда был характерной чертой московской школы керамики. На выставке он нашел отражение в разноплановых женских портретах в настенных графических панно «Утро» Т.Бригадировой и «Соло» А.Нюренберг, а также в объемных бытовых композициях Н.Бодриковой «Потягушки» и Е.Матвеевой(Винтовой) «Купание».
Интерес современных художников к отечественной литературе проявился в мелкой пластике А.Равкина «Каштанка», вдохновленного одноименным рассказом А.Чехова и работе Т.Зубовой «Окошко, стол, половики», в которой отрывок из стихотворения Н.Рубцова стал убедительной композиционной доминантой. Для создания цельного художественного образа произведения и обострения его эмоционального восприятия Т.Соколова-Эпик также использовала поэтические строки «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в названии изящного скульптурного портрета А. Пушкина.
Широко распространенный в изобразительном искусстве анималистический жанр наиболее удачно был представлен на выставке в работах Р.Шерифзянова «На закате», Д.Лиховцева «Полдень в саванне», Т.Шульц «Собака» и Е.Гамбарян «Совушки».
Элементами сюрреализма в современной декоративной керамике отмечены произведения «Сон»А.Ковалева, «Райский сад» О.Карелиц и «Под маской единорога» В.Земцова, в которых многослойная образная структура, символы и аллегории переплетаются с остротой композиционного замысла. Актуальные тенденции в московской авторской керамике формируются под влиянием дизайна и перекликаются с творческими поисками художников-авангардистов 20х гг. ХХ века. Подтверждением сказанного, стали объемно-пространственные композиции «Путь к консенсусу» В.Решетникова, «Шахматы» А.Шабалиной, «Фигурное катание» С.Лифановой, «Городское эхо» Н.Хлебцевич, а также пласты Е.Юдиной «Любимые репродукции», экспериментирующих с формальными и колористическими возможностями глиняных материалов. В настенном диптихе «Хрупкий баланс» Т.Пунанс сочетание геометрической абстракции и минимализм декора достигают гармоничной цельности.
Стоит отметить, что впервые в истории арт-проекта, проведение мастер-классов гончарного искусства и росписи керамики, чтение лекций и организация экскурсий стали важной частью выставки.
Возрождение «Московской керамики» после долгих лет забытья стало значительным шагом на пути к нивелированию цеховых границ и популяризации керамики не только среди любителей искусства, но и в профессиональной среде художников разных направлений. Повышение интереса к этому удивительному материалу, со временем, может привести к возникновению творческих тандемов. Ведь в истории отечественного искусства рубежа XIX-XX вв. уже был пример плодотворного сотрудничества уникального технолога керамики, художника П.Ваулина с ведущими русскими живописцами М.Врубелем, В.Серовым, И.Репиным, К.Коровиным, A.и В. Васнецовыми, В.Борисовым-Мусатовым, В.Поленовым, А.Головиным, Н.Рерихом, К.Петровым-Водкиным, воплотивших в керамике свои творческие замыслы…
Хочется надеяться, что вскоре, и в других региональных творческих объединениях появятся межсекционные выставки, подобные «Московской керамике». Ведь только совместными усилиями можно поднять отечественное искусство керамики на качественно новый художественный уровень.

07.2017

Московская керамика

C. Орлов

Член-корреспондент РАХ
Кандидат искусствоведения
Член МСХ
Член ВТОО «СХР»

Керамика – Начало всех Начал.

Керамика универсальна и всеобъемлюща, охватывает форму и цвет, объект и образ, привычный быт и ритуал. Ее контрастные облики сплавлены общей основой, единой субстанцией (глина). Именно в керамике нерасторжим, закономерен переход от живописи к скульптуре, и от скульптуры к живописи. Именно в керамике устраняется дистанция между изображением и объектом, сюжетом и понятием.
Керамика – племена и народы, страны и города, ритуалы и обычаи, леса и степи, природные ландшафты, сообщества обитателей морей, земли и неба.
Огонь и глина, вода и камень. Природные субстанции сопутствовали и помогали людям с глубокой древности. Из глины и из камня, в огне и под открытым небом создавались неолитические Венеры, ритуальные ожерелья и сосуды. В керамике выразились образ мира и художественная философия древних народов. Цвет и знак, фон и орнамент, природа и мифы – неизменные спутники керамики. В ритмах геометрических орнаментов запечатлен знаковый, сакральный образ мира.
Средиземноморская античная культура – великая эпоха. Возвышенный и светоносный Образ. Он вдохновлял мастеров ХХ века – Пикассо, Миро, Леже. Скульптурная и живописная керамика стала неотъемлемой частью их творческих инициатив. Купальщицы и фигуры на берегу моря в картинах Пабло Пикассо конца 1920-х годов кажутся проектами гигантских керамических скульптур в ландшафте.
Мощный импульс европейская и российская скульптурная керамика получила в искусстве модерна. В России период конца XIX – начала XX веков ознаменован творчеством выдающихся мастеров – Михаила Врубеля, Николая Андреева, Ивана Ефимова, Александра Матвеева. Творчество этих мастеров стало основой уникального феномена российской скульптурной керамики.

Другой этап – 1970-е. Керамика воспрянула как самоценный вид искусства. И в этой сфере открылся путь для творческих дерзаний! В 2000-е керамика вновь расширяет сферу, становится связующим ядром традиционных и новых форм и жанров творчества. Керамика неизменно экспонируется на всех значимых, ключевых российских выставках – республиканских, зональных, молодежных, анималистических. Традиционными стали экспозиции московских керамистов на открытом воздухе – во внутреннем дворе Российской академии художеств (Пречистенка, 21), на Елагином острове, перед Елагиноостровским дворцом-музеем в Санкт-Петербурге.
Яркими событиями стали выставки «Московская керамика IV» (октябрь 2014 в галерее Беляево) и «Московская керамика V» (28 июня – 11 июля 2017, залы Московского союза художников, Кузнецкий мост, 11). В едином пространстве объединились разные жанры и направления – керамика скульптурная, живописная, графическая, концептуальная. Две выставки друг друга дополняют, расширяют круг участников и создают возвышенный, масштабный образ.
Обширен диапазон творческих инициатив. В художественном арсенале множество контрастных лексиконов. Портреты и пейзажи, натюрморты, анималистика, объекты, инсталляции, драматургия пространства. Античность, евангельские сюжеты, загадочный мир языческих образов. Каждый автор представляет свою оригинальную художественную идею, органично дополняющую общий ансамбль. Участники двух выставок Г.Корзина, М.Прибылова, Н.Бодрикова, А.Створа, Г.Грозина, Н.Вяткина, А.Цигаль, Д.Тугаринов, В.Малолетков, П.Миллер, В.Решетников, Н.Замахина, В.Кузнецова, Л.Богуславская, И.Помелова, Е.Базлова, Т.Бусырева, Е.Постникова, Г.Рстакян, Н.Наумов, Н.Туркин, О.Равинская, Г.Одинокая, И.Шичков, С.Шихачевчский, Н.Бекетов, Т.Борисова, Е.Герасимова, Г.Земцов, Е.Мач, А.Ситник, Н.Миодушевская, А.Нюренберг, М.Потапова, Ю.Сергеев, С.Семенова, А.Шабалина и многие другие авторы.
Керамика – неисчислимая, вечно возрождающаяся армия, зеркало мира, отражение вечного и каждодневного, на протяжении столетий сопутствует народам, странам, цивилизациям, объединяет историю и природу. У керамики своя родословная и свой масштаб, она дает возможность переступить сквозь столетия.
Идея движения времени, хода истории удачно выражена в экспозиции выставки «Московская керамика V». Впечатляет общее пространственное решение. Залы обрамляют вертикальные фото-панно, узкие пилястры с изображением текстур земли и каменных пород. Возникает эффект динамичного, архитектурно выстроенного пространства.
В центральном зале доминирует вертикальное монументальное панно – в руках Творца податливая глина. Творец из глины формирует весь мир природы, все стихии и кажется саму материю событий, легенд и судеб. Вот и сама легенда в скульптурной мизансцене. Ткань времени, часов и дней прядет искусно Пенелопа. Вокруг нее античных амфор ряд. Автор скульптурной композиции «Пенелопа» М. Фофанова вдохновляется искусством росписи античных ваз.
Большинство композиций – мир камерный и символичный он в чем-то близок светоносному, волшебному, который бережно хранят два короля в картине Микалоюса Чюрлениса «Сказка королей» (1907). Но этот камерный, великий мир открыт вовне. Мотивы многих композиций – материя Вселенной, Начала всех Начал, история цивилизаций, библейские герои и сюжеты.
«Начало начал» – вот тема композиции М.Прибыловой. Возникающий загадочный мир кажется гигантским раскрывающимся бутоном. Другая скульптура Прибыловой напоминает чашу – метафора «Земли обетованной». Земли, где протекают Тигр и Евфрат, Оронт и Иордан и названную «Плодородный полумесяц». Здесь возникали древние культуры и совершенствовалось искусство керамики.
И. Шичков изобразил в шамоте три Великих Книги – Города, Времени, Хаоса. У каждой Книги свой необычный и суровый облик. Кажется, что сделаны они из черного дерева, белого мрамора и кожи. В них записи объемных знаков, пророчества о судьбах Городов, Времен, Планет.
Не менее изысканный мотив запечатлела Т.Борисова – триптих живописных пластов «Зарождение Вселенной». Каждая из трех Вселенных имеет облик свой, динамику, симметрию и ритм.
Г.Одинокая в рельефном триптихе «Вечное» «Царь Давид», «Рождество», «Время» передает движение истории, взаимосвязь эпох, взаимосвязь людей. От наделенного поэтическим даром Давида к евангелистам, вдохновенно пишущим историю Христа.
И снова Космос в композициях Е.Мач. Здесь «Темная звезда», и «Колесо Фортуны», «Раскол» пространства, и парусник надежды в океане.
Георгий Рстакян пробуждает энергию роста, экспрессию восхождения, создает вертикальные композиции-конструкции. Художника вдохновляет динамика параболических структур – виражи планетарных орбит и космических вихрей. Рстакян создает динамичную модель Вселенной («Вселенная», шамот, 2014). Тело скульптуры образуют серповидные, струнные формы, космические серпантины. Вселенная в процессе становления, струится световыми волнами.
Керамика дает возможность запечатлеть изменчивое, проходящее, мгновенный эпизод, оптический эффект, воспоминание.
Композиции Галины Корзиной – камерные ансамбли, в которых есть объемные скульптуры и живописные панно. В фаянсовых ансамблях победно возникает мотив стремительного паруса, порыва ветра, скольжений облаков. Чудесными эффектами насыщена пейзажная серия «Странствующие облака» (2014). В скульптурных композициях и живописных панно соединились зеркальность неба и озер, прозрачность атмосферы, стремительный лет чаек над водой, эпическая архитектура северных монастырей, скольжение быстрых лодок. Природа Севера вдохновила многих русских живописцев. Эта традиция продолжилась и в современной керамической скульптуре.
Вдохновенный жанр скульптурной керамики – многочастные пространственные композиции, подобные инсталляциям. Керамика берет в союзники другие материалы – металл, и дерево, предметные объекты. Воссоздается образ, настрой и состояние среды. Праздничные, мажорные композиции Натальи Бодриковой и Александры Створы вдохновлены многообразием и совершенством природных форм. В скульптуре Александры Створы «Оттепель» звучание и свет, дыхание вступающей весны, и суета, и щебет прилетевших птиц, и пробуждение природы.
Работа Е. Базловой «Следы времени» – эксперимент, пространственная инсталляция. На металлических шестах укреплены флагштоки-листья сферических изгибов. На керамических «листках» фрагмент пейзажа, натюрморт и силуэт печального лица. Фрагменты возникают как острова воспоминаний, как очертанья, хранимых в памяти картин.
Проникновенные сюжетные мотивы и плавный ритм воспоминаний в шамотных сериях Александра Цигаля. На протяжении ряда лет в конце 1970-х – 1980-е художник экспериментировал и совершенствовал профессиональное мастерство в знаменитом Доме творчества в Дзинтари. Здесь в творческих группах работали художники со всей страны, скульпторы и керамисты обменивались опытом. В 1980-е, работая в Дзинтари, многие художники из России и союзных республик определили свой оригинальный авторский стиль в керамике.
Многие керамические композиции Цигаля ассоциативно связаны с этим периодом творческих поисков. Художника привлекла творческая атмосфера небольшого города – концерты, спектакли, выступления музыкантов.
Поиски Александра сюжетно объединились в две серии, два главных мотива – «Пейзажи» и «Музыка». Обе серии исполнены в единой стилистике, в приглушенных охристых тонах. Это живописное «сфумато», «объемная акварель».
Серия «Пейзажи» – скульптурно выявленное пространство, среда и ритмы небольшого города. Фрагменты живописных улиц, и череда домов, и панорамы крыш, и внутренних дворов затишье. Серия «Музыка» вводит нас в пределы камерного сценического пространства. Занавес не разделяет артистов и публику, охватывает всех единым волшебным пологом. Мы видим как музыканты располагают и настраивают свой артистичный реквизит, как возрастают ритм и глубина звучаний, как слаженно вступают инструменты.
Гротескная сюжетность – приоритет Дмитрия Тугаринова. Парадоксальные сценарии, метаморфозы смыслов, совмещенье материалов – металл и дерево, керамика, зеркальные и колотые стекла.
Главный герой Тугаринова – Ганс Христиан Андерсен. Художник запечатлел великого сказочника в серии бронзовых и керамических скульптур. В композиции «Андерсен» (бронза, керамика, 2004) великий мечтатель вознесен на волшебную гору. Во славу Андерсена из-под земли воспрянул сияющий цветами радуги гигантский керамический цветок. И Андерсен с пером в руке в плену волшебного цветка!
Тугаринов запечатлел судьбоносную встречу двух миров – талантов и поклонников, художников и приобретателей художественных объектов. Другой сюжет – встреча двух великих персонажей – Черного квадрата Малевича и лишенного платья Голого короля из сказки Андерсена. Справедливость восторжествовала. Король, обманутый ткачами, портными и придворными советниками, был вознагражден драгоценным Черным квадратом Малевича.
Мастерство портретиста в полной мере проявилось в керамических скульптурах Тугаринова. Вдохновенный, открытый праздничной народной стихии Шаляпин, сдержанный, властный и драматичный Петр Столыпин.
А вот и серия жанровых композиций, посвященных Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тугаринов увлечен повествованием Тургенева.
Из «Записок охотника» мы узнаем, что охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, но, положим, вы не родились охотником, вы все-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату. Из «Записок охотника» мы узнаем, какое наслаждение выехать весной до зари и созерцать на темно-сером небе мерцанье звезд.
В свободной, точной и подробной живописной лепке, в избытке деталей, в динамике формы Тугаринов сумел ассоциативно передать эмоциональный строй повестей Тургенева.
Керамика дает простор воображению, в ее волшебном поле легенды Запада, сокровища Востока. Нина Замахина открывает заветный мир средневековых легенд. В ее скульптурах – диалог человека и природы, созерцательность, изысканная цветовая гамма и магия классических сюжетов.
Композиция «Готика» (2014) устремлена легко, готично к небу. Замахина интерпретирует классический сюжет «Девушка и Единорог», обращается к стилистике французских шпалер XV века из музея Клюни в Париже серии «Девушка и Единорог». Белый Единорог противостоит силам тьмы, поддерживает равновесие во Вселенной.
Скульптура «День большой травы» (2017) ассоциируется с магическими действами дня Ивана Купалы, сбором целебных трав. Согласно поверьям, растения в этот день получают от Солнца и Земли великую силу, в ночь на Ивана Купалу, только один раз в году, цветёт папоротник. Магический цветок папоротника наделяет человека прозорливостью, способностью понимать язык животных, и видеть клады скрытые в земле, и отмыкать замки, засовы, повелевать водой, землей.
Претворяя классические сюжеты, Замахина создает свой мир художественных аллегорий. Красочна и эффектна серия композиций, посвященных Африке, уникальной культуре африканских народов, могучей экзотической природе. Мы вступаем в пределы саванны, в мир фантастических животных, сказочных пурпурных закатов и восходов. Замахина воссоздала саванну во всей ее достоверности и экзотичности, широте ландшафтов, множественности флоры и фауны («Формула саванны», 2012). Юноша в красном масайском плаще движется в пространстве, безраздельно отданном природным сообществам. Здесь пологие холмы и озера, зонтичные деревья, стада буйволов, семейства величественных жирафов и царственных слонов.
Неумолим мотив повтора – залог успеха! Повтор концептуален, артистичен и увлекателен оптической игрой. Мотив повтора, как главный принцип избрал Виктор Решетников. В роли первоэлементов он избирает одинаковые по форме, но различающиеся цветом объекты. На выставке «Московская керамика IV» была его работа «Посвящение Малевичу» (2008). Работа собрана из красных, белых, черных керамических шаров. Красные шары образуют солнечный диск (тысяча солнц), белые – материю света, черные – неведомую темную субстанцию. Солнце на меридиане света и тьмы. Кажется, мир логично построен, симметричен и устойчив, но можно легко раскатить шары, изменить диспозицию шаров. В композиции «Путь к консенсусу» (2014) в экспозиции «Московская керамика V» главными героями становятся выстроенные рядами цилиндрические конусы. Окраска конусов плавно переходит от желтого через зеленый к синему. От лета к осени и от жары к прохладе. Баланс, динамика в природе, выраженные лексиконом геометрических форм. Подобно Олегу и Ольге Татаринцевым, Решетников достигает оптических эффектов путем выстраивания архитектурных инсталляций из множества многоцветных геометрических модулей.
Сценичны арт-объекты Людмилы Богуславской – изготовленные из шамота и картона колеса и шестерни, фантастические механизмы, луноходы, машины времени. Богуславская разыгрывает действо, парад «агитскульптур», всеобщий смотр футуристических объектов. На данной выставке героем стал феноменально переплетенный «Узел» из звеньев глиняной цепи. Монументальный «Узел» – прообраз футуристического конструирования.
Валерий Малолетков – мастер керамического портрета. Он сконцентрировал как острие иглы власть, уязвимость поэтического духа. Данте, Гоголь, Ахматова, Цветаева, Есенин, Татлин. Скульптура «Владимир Татлин» (фаянс, 2015) проникнута вертикализмом, фигура мастера едина с динамикой спиральной башни III Интернационала. Как утверждал Николай Пунин, спираль – линия движения освобожденного человечества. Пунин оценивал проект башни как международное событие в мире искусства, феномен синтеза утилитарной и чистой творческой формы.
В скульптуре Малолеткова башня Татлина предстает как символ единения человечества, охватывает шар земной. В керамике Валерия неразделимо, как зрение, как слух и мысль пересекаются скульптура, живопись, рисунок. В скульптуре «Владимир Татлин» главенствует рисунок. Графически дана спиральная конструкция башни, пейзажные мотивы, праздничное многоголосье, скопление людей всех возрастов, нескончаемая феерия лиц. Татлин словно видит пред собой миллионы людей настоящего и будущего. Паломничество к башне –интеллектуальное проникновение в грядущее. Спиральные и вертикальные полосы конструкции кажутся лучами прожекторов, высвечивающих на ткани небосвода монументальные лозунги.
Право открытия европейской керамики ХХ столетия принадлежит Полю Гогену. Созданные им керамические скульптуры символичны, агрессивны, драматичны и знаковы. В 1889 году он создал «Горшок в форме головы Гогена (Автопортрет-гротеск)». В письме к художнику Эмилю Бернару он писал, что ищет во всем характерности. А характер серой керамики – весь в ощущении сильного пламени, и фигура, прокалившаяся в таком аду, выражает характер с достойной силой. Подобно художнику, увиденному Данте при его посещении ада, бедняга весь сжался, чтобы перенести муку. Таково самоощущение Гогена, выраженное в керамическом автопортрете. В том же 1889 году Гоген сделал керамическую вазу в форме головы Гогена (Автопортрет). Ручка вазы была исполнена в форме разрезанного пополам уха.
В гротескном регистре портрет Гогена исполнил Николай Наумов.
Инесса Помелова избрала классический жанр тройного портрета – «Три жизни Ван Гога». Диалог трех портретов. Ван Гог с букетом столь им любимых подсолнухов. Ван Гога атакуют агрессивные черные вороны. И, наконец, Ван Гог в стихие ночи, неба, спиралей звезд, галактик и планет.
Проекты «Московская керамика IV», «Московская керамика V» – новая страница в великой и захватывающей КНИГЕ КЕРАМИКИ.
Керамика – Начало всех Начал, уникальное явление современного искусства. Не подлежит сомнению, что выставки керамики должны проходить регулярно, должны стать неотъемлемой составляющей многоаспектного художественного процесса.

07.2017

Московская керамика V

В. Малолетков

Народный художник РФ
Академик РАХ
Доктор искусствоведения
Профессор

Московская керамика: вчера, сегодня и завтра.

Керамика — один из самых древних художественных материалов на земле. На протяжении многих веков она играет важнейшую роль в жизни человека и в архитектурном пространстве. Уникальные пластические, цветовые и конструктивные качества глины позволили широко использовать керамику при создании замечательных памятников отечественного зодчества XVII века в Москве, Ярославле и других городах страны.
Возрождение художественной керамики на рубеже XIX-XX вв. связано с именем С. И. Мамонтова, собравшего вокруг себя известных русских художников в подмосковной усадьбе Абрамцево. Здесь была создана керамическая мастерская под руководством уникального мастера П.К.Ваулина.
Наиболее заметное влияние на отечественную керамику этого периода оказали работы выдающегося русского художника М. А. Врубеля. Творчество мастера раскрыло новые возможности древнего материала и подняло ремесло до высот подлинного искусства. В его керамических произведениях в полной мере отразилось национально-романтическое направление стиля модерн. Важным этапом развития московской керамики стали 60-е гг. XX века. В этот период был создан Дом творчества в Дзинтари (Латвия), в котором регулярно работали творческие группы художников-керамистов из всех регионов страны. Подобные объединения также начали работать на базе Экспериментального творческо-производственного комбината «Воронцово» и Гжельского экспериментального керамического завода. Именно эти предприятия стали надежной материальной базой для развития авторской керамики столицы.
Творческий потенциал московских художников в этот период определяли работы мастеров старшего поколения — И. Фрих-Хара, А. Сотникова, М. Рабиновича, Л. Орловой, Г. Кретовой, М. Холодной, а также А. Пологовой, Т. Захаровой, Н. Силиса и В. Лемпорта, успешно работавших в керамике.
В ту пору делу популяризации керамики активно способствовали уникальный художественный журнал «Декоративное искусство» и ведущие теоретики искусства: Н. Воронов, К. Макаров, Л.Андреева, Л. Крамаренко, М.Некрасова и др.
В становлении московской школы керамики важную роль также играли преподаватели кафедры керамики МВХПУ (б. Строгановское), выдающиеся художники В. Ватагин и П. Кожин, которые воспитали плеяду ведущих мастеров керамики столицы.
Поиск новых средств художественной выразительности в различных глиняных материалах, страсть к эксперименту стали характерной чертой молодого поколения художников Москвы в начале 70-х годов. Главной задачей их творчества стало выявление новых декоративных возможностей, объемно-пространственных, пластических и конструктивных особенностей керамики. Такие свойства были характерны для композиций В. Космачева, оказавшего заметное влияние на обновление языка московской керамики. Одним из первых он «обнажил» проблему максимального выявления пластических качеств самого керамического материала. Его стремление к новому прочтению керамики поддержали художники В. Петров, В. Орехова, А. Дудова, Л. Сошинская, автор данных строк, Т. Ган, Р. Цузмер, И. Афанасьева, М.Юркова, Н.Полторацкая и С.Воробьев.
Работа молодежной творческой группы на ЭТПК «Воронцово» СХ России под руководством А. Борцова (1972 г.) открыла новое направление в декоративной керамике. Оно было построено на использовании природных свойств материала, синтезе формы, цвета, пространства, которые легли в основу московской школы керамики.
Отличительным свойством работ московских мастеров стало понимание задач большого искусства, когда живописная плоскость сочетается с рельефом, объем с росписью, фактура с цветом, материальность с изобразительно-иллюзорным пространством. Новые творческие возможности приводили к созданию необычных керамических произведений, в которых объединялись элементы скульптуры, живописи, графики и сценографии. В этом синтезе неожиданно соединялись ранее несоединимые принципы станкового и декоративного искусства. Решение новых формально-художественных задач приводило к иному прочтению пространства, соединению объемных фигур с плоскостью.
Использование ряда пространственных «ходов» закономерно приближало работы московских керамистов к скульптуре. Занятые воплощением интересных для искусства проблем синтеза пространства, объема и цвета, художники стремились к созданию оригинальных, необычных и глубоких по замыслу произведений.
Новое направление подняло творчество на более высокую ступень и позволило столичной керамике занять лидирующее место в декоративном искусстве. В этот период изобразительный язык обогатил пластическую форму гораздо больше, чем работа с чистым цветом и материалом.
В московской школе керамики преобладали образная система и фигуративно — изобразительное начало. Лишь отдельные мастера стремились выразить свои творческие убеждения языком условной пластики. Примером служат работы С. Мальяна, создавшего объемные метафоры роста, движения и равновесия массы в пространстве посредством выразительности фактуры и цветовых градаций керамической массы. В предельно обобщенной, органичной форме художник выразил свои представления о разных явлениях природы.
Важными вехами развития московской керамики стали выставки «Московская керамика» (1974, 1984 и 1988 гг.). В представленных на них произведениях художники особенно широко использовали выразительные свойства шамотной глины для создания декоративной пластики, садово-парковой, интерьерной скульптуры, рельефов и панно. На этих экспозициях также демонстрировались работы из майолики, фаянса и терракоты, дополненные авторской росписью. Москвичи последовательно утверждали своеобразный станковизм керамики, соединение декоративности и сюжетности. Приемы художественной выразительности они искали не только в современности, но и в античности, ренессансе, барокко, классицизме, народных традициях и постмодернизме.
Выставки «Московская керамика» стали важным этапом в творчестве столичных мастеров. Интерес к глине проявили также скульпторы и монументалисты, что отражало широту профессиональных устремлений московского искусства и не позволяло художникам замыкаться на «узко-цеховых» задачах. Данные экспозиции стали заметным событием в искусстве и превратили московскую керамику в самостоятельный вид творчества.
Столичные мастера полностью подчиняли своему творческому замыслу декоративные и технические особенности материала. Образный подход к керамике для них становился ведущим, в нем не было «игры с материалом», увлечения его исключительно формальными качествами. Широкое использование изобразительных элементов привело к более тесным связям керамики со станковым искусством, которое находилось под влиянием декоративности и окончательно формировало ее художественный язык.
Увлечение пластикой и воспроизведением в материале среды обитания человека было характерно для работ Т. Табаровской и формальных исканий М. Хана. Тревожное настроение отличало произведения И. Покаржевской, А. Арзуманова и скульптуры С. Горяинова, отражавшие общее для того времени чувство неуверенности.
Внутренняя одухотворенность выделяла рельефы Д. Мухиной, которые выражали внутреннюю суть мастера и перекликались с произведениями Луки делла Робиа. Для создания скульптурной пластики, кроме майолики, также широко использовалась шамотная глина, обогащенная солями, глазурями, окислами, ангобами и близкая по структуре к поверхности камня.
Московскую керамику отличает большая свобода композиционных решений, в которых взаимоотношения пластических объемов и пространства становятся ведущим художественным мотивом. Творческая палитра москвичей обладает широтой и многогранностью. Ассоциативность образного языка в их работах неотделима от декоративных свойств материала. Основным объектом творчества становится человек, его взаимоотношения с окружающим миром. Примером служит работа Л. Сошинской «Дон Кихот», образ которого парадоксально соединяется с движением мельничных крыльев и взмахом копья. Соединение скульптуры и декоративной формы характерно для объемных натюрмортов И. Афанасьевой, которые представляются авторскими интерпретациями предметного мира. Она создает глиняные композиции из бутылей, ваз, букетов, выстраивает фрагменты реальной городской среды, в которой органично существует человек. Благодаря образной трансформации глиняных форм, автор данных строк создает собственный мир керамики. Пространственные элементы в его композиции «Индия» символизируют основу земли, на которой живет человек. Органическую сущность бытия здесь подчеркивает синтез объемной формы со скульптурными изображениями птиц, животных и человека, обогащенными монохромной росписью. В этой работе художник превращает традиционный объем в метафорический плод земли, наполненный соками жизни.
Выразительность керамической массы, цветовых нюансов и ассоциативность образов характерны для работ З. Дуровой. Значительную роль в творчестве московских мастеров играет живописное направление, в котором графика и цвет соединяются с формой утилитарных изделий и глиняных пластов. Так, В. Орехова мастерски использовала свободную манеру широкой кистевой росписи; Р. Цузмер — графику с тонким колоритом; Г. Джабарова — сочетание ангобов и эмалей.
Качественно новый этап развития московской керамики — синтез с архитектурной средой. Удачным примером стали монументально-декоративные рельефы для пространства Палеонтологического музея РАН (Москва, 80-е гг.), созданные А. Белашовым, А. Пологовой, М. Фаворской, В. Малолетковым и О. Малышевой. Эта масштабная работа — крупнейшее произведение керамики ХХ века, вошедшее в Книгу рекордов Гиннесса. Данный проект выявил совершенно иные возможности древнего материала: его монументальность и органическую связь с архитектурным пространством.
Последнее десятилетие ХХ века в нашей стране было ознаменовано крушением прежней государственной системы, изменением социальных отношений и экономическим спадом. Это негативно отразилось на состоянии отечественного искусства и художественного образования: были закрыты многие керамические предприятия и Дома творчества. К сожалению, жертвой этой неразумной политики недавно стал знаменитый Гжельский экспериментальный керамический завод, сыгравший огромную роль в становлении московской керамики.
Увы, ушли из жизни многие замечательные художники, оказавшие заметное влияние на формирование и высокий уровень керамики. Но, успешно продолжают работать мастера старшего и среднего поколений, появились и новые имена. Огромную роль в консолидации профессиональных художников Москвы продолжают играть творческие группы по керамике и фаянсу, регулярно работающие на базе ЭТПК «Воронцово».
С момента проведения последней III-ей выставки «Московская керамика» незаметно пролетело более четверти века. За эти годы в декоративном искусстве столицы произошли заметные перемены: наряду с традиционными жанрами (портрет, пейзаж, натюрморт), появились новые направления (дизайн, инсталляции, арт-объекты, видео-арт и др.), которые расширили творческую палитру москвичей. Однако, по-прежнему магистральную линию в московской керамике определяют произведения художников в области фигуративного искусства, синтеза художественного образа, формы и цвета.
Органичное соединение национальных традиций и новаций всегда отличало московскую керамику. Надежным фундаментом этого сложного процесса являются: серьезное академическое образование, высокое профессиональное мастерство, талант и творческая индивидуальность художника. Именно в этом состоит принципиальное различие между авторскими работами столичных мастеров керамики и произведениями их зарубежных коллег, созданных на высоком техническом уровне, но, порой, крайне низких по своим художественным качествам. Другой отличительной чертой московских керамистов, при всем внешнем разнообразии, по-прежнему является единство творческих взглядов и убеждений, лежащих в основе понимания задач современного декоративного искусства. Благодаря этому, в одном выставочном пространстве органично существуют произведения М. Шаховской-Фаворской, Л. Ненашевой, Г. Корзиной, Э. Таратуты, работы: Е. Хлендовской, Е. Потаповой, Н. Туркина, композиции: О. Равинской, А. Створы, Н. Бодриковой, Т. Пунанс, арт-объекты О. Татаринцева и Н. Хлебцевич.
Хочется надеяться, что данная выставка станет важным событием в развитии московской керамики и продолжит лучшие традиции отечественного декоративного искусства во втором десятилетии XXI века.

07.2014